Критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Критерии и показатели конкурентоспособности Роль показателя в оценке
I. Эффективность производственной деятельности предприятия
1.1.Издержки производства на единицу продукции, руб. Отражает эффективность затрат при выпуске продукции
1.2. Фондоотдача, руб. Характеризует эффективность использования основных производственных фондов
1.3. Рентабельность товаров или услуг, % Характеризует степень прибыльности производства товаров или услуг
1.4. Производительность труда руб./чел. Отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы.
II. Финансовое положение предприятия
2.1. Коэффициент автономии Характеризует независимость предприятия от заемных источников
2.2. Коэффициент платежеспособности Отражает способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства и измеряет вероятность банкротства
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности Отражает качественный состав средств, являющимися источниками покрытия текущих обязательств
2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств Характеризует эффективность использования
оборотных средств. Соответствует времени, в течение которого оборотные средства проходят все стадии производства и обращения.
III. Эффективность продвижения и сбыта товаров
3.1. Рентабельность продаж, % Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке, правильность установления цены товара или услуги.
3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией Отражает степень затоваренности готовой продукцией. Рост показателя свидетельствует о снижении спроса.
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей Характеризует деловую активность предприятия, эффективность работы службы сбыта.
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта Характеризует экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта

Окончание таблицы 3.2

IV. Соотношение цены и качества
4.1. Качество товара или услуги Характеризует способность товара или услуги удовлетворять потребности в соответствии с его назначением
4.2. Цена товара или услуги Характеризует доступность товара или услуги

Четвертая группа показателей характеризует конкурентоспособность предприятия на основе анализа оптимальности соотношения цены и качества.

Оценка качества позиционирования организации на основе полученного комплекса показателей охватывает все наиболее важные этапы оценки хозяйственной деятельности, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения организации на рынке. Использование в ходе оценки сравнение показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод для оперативного контроля.

Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

В соответствии с классификацией уровней конкурентоспособности (рисунок 3.5) необходимо различать понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

– конкурентоспособность предприятия применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность товара может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

– оценку деятельности предприятия дает не только потребитель, но и сам предприниматель;

– конкурентоспособность предприятия носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.

Под конкурентоспособностью товара (продукции) подразумевается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Для оценки конкурентоспособности продукции используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические. Классификация этих критериев показана на рисунке 3.6.

Критерии конкурентоспособности товаров
Потребительские
Экономические
Качество
Ассортимент
Система скидок
Цена
Закупочная
Реализационная
Потребления
загрузка...

Рис. 3.6. Классификация критериев конкурентоспособности продукции

Потребительские критерии конкурентоспособности продукции определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассортиментную принадлежность товаров путем устранения отдельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров, которое является одним из важнейших критериев конкурентоспособности товаров.

Вместе с тем качество тесно связано с другим критерием конкурентоспособности – ассортиментом. Ассортиментная характеристика товара конкретного наименования и/или товарной марки устанавливается по функциональному назначению.

По степени значимости критерии конкурентоспособности – ассортимент и качество – могут быть равнозначными, а в некоторых случаях ассортимент может оказаться наиболее весомой характеристикой. Однако при наличии товаров-конкурентов одного вида потребитель чаще всего отдаст предпочтение качеству.

Важнейшим экономическим критерием конкуренто-способности товаров является цена; Для разных категорий потребителей и групп товаров конкурентоспособность обеспечивается различными видами цен: закупочными, реализационными и потребления.

Закупочная цена определяется в значительной мере конкурентоспособностью товаров производственного назначения и создает потребительские предпочтения для изготовителей продукции и исполнителей услуг, в том числе посредников. Причем привлекательность цены устанавливается в комплексе с основополагающими характеристиками потребительной стоимости. Так, низкая закупочная цена товара за счет пониженного качества может оказаться неприемлемой для предприятия-изготовителя, который выбрал направление товарной политики на улучшение качества. Зачастую гибкая система скидок, снижающих закупочную цену в зависимости от размера товарной партии, обеспечивает конкурентоспособность товара, а также массовость его продаж.

Реализационная цена влияет на конкурентоспособность товаров непосредственного использования (например, пищевых продуктов, готовых к потреблению; табачных изделий; парфюмерно-косметических товаров, моющих средств и т.п.), а также услуг. Доступность реализационной цены создает потребительские предпочтения для индивидуальных потребителей товаров и услуг, которые не требуют дополнительных затрат на использование по назначению.

Цена потребления определяется ценой реализации и затратами на эксплуатационные расходы: транспортирование, монтаж, наладку, техническую помощь в обслуживании, хранение, уход за товарами, энергозатраты, ремонт, а также на уплату налогов и сборов, страхование и утилизацию. Цена потребления как критерий конкурентоспособности наиболее свойственна таким товарам, как средства производства, сложно технические, одежно-обувные, хозяйственно-бытовые и тому подобные товары.

Цена потребления товаров в значительной мере зависит от стоимости операций по послепродажному обслуживанию и затрат на эксплуатацию. При этом низкая цена потребления может быть определена еще на этапе проектирования и разработки продукции за счет усовершенствования ее конструкции и технического уровня качества. Затраты на улучшение качества, как правило, увеличивают реализационную цену, но благодаря сокращению эксплуатационных и иных расходов цена потребления снижается.

Таким образом, цена потребления может служить не только критерием конкурентоспособности, но и одним из средств создания потребительских предпочтений для производственных потребителей, а также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.

К экономическим критериям, кроме цены, относятся также скидки на товары, которые, в конечном счете, и определяют фактическую цену реализации. Система скидокустанавливается предприятиями в зависимости от количественных характеристик покупки (размера товарной партии, количества единичных экземпляров товаров), времени продажи (сезонные распродажи), стабильности приобретения товаров (скидки для постоянных покупателей) и других критериев.

Таким образом, конкурентоспособность – это многоликая экономическая категория. Сущность понятия «конкуренто-способность» выражается в следующем:

– конкурентоспособность проявляется на рынке;

– понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна);

– конкурентоспособность обладает многоуровневостью (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень);

– конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйственной деятельности находится в динамичном и неустойчивом состоянии в результате постоянных изменений конкурентной среды;

– конкурентоспособность – относительная величина, базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов;

– конкурентоспособность продукции и предприятия соотносятся как часть и целое.

Учитывая, что конкурентоспособность предприятия – это его способность выдерживать конкуренцию на определенном рынке, исходной категорией для оценки является рынок товаров и услуг.

Добиться конкурентных преимуществ можно повышением качества и потребительских свойств продукта, снижением издержек и сохранением максимально приемлемого уровня цен, ориентацией продукции на целевые сегменты рынка.

Для удержания заданного уровня конкурентоспособности необходимо оперативно и гибко реагировать на изменения окружающей среды.






Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+ 2 = 3