Национальная экономика: понятие и основные цели

Лекция 2.

Тема 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА

Контрольные вопросы

1. Какие вопросы экономической теории рассматривает микроэкономика?

2. Какие вопросы экономической теории рассматривает макроэкономика?

3. Что выявляет микроэкономический анализ?

4. Что выявляет макроэкономический анализ?

5. Перечислите категории и понятия, которые изучает макроэкономика?

6. Какие экономические субъекты изучает макроэкономика и какова роль агрегирования при этом?

7. Какие рынки исследует макроэкономика?

8. Какие типы функциональных уравнений используется при построении макроэкономических моделей?

9. Что определяет общее макроэкономическое равновесие?

10. При помощи каких методов математического моделирования исследуются макроэкономические модели?

11. Назовите основные макроэкономические модели и место в их модели круговых потоков.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

национальная экономика; структура национальной экономики; воспроизводственная структура; отраслевая структура; социальная структура; территориальная структура; инфраструктура; структура внешней торговли; макроэкономические пропорции; пропорции между I и II подразделениями материального производства; сбалансированность национальной экономики.

Понятие "национальная экономика" является одним из важнейших в экономической теории, поскольку именно национальная экономика выступает объектом изучения на макроуровне. Что же собой она представляет и какие цели она преследует?

Национальную экономику можно определить как исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанных отраслей, видов производств и территориальных комплексов, т.е. систему, которая охватывает все сложившиеся формы общественного разделения и кооперации труда. В соответствии с этим экономика страны включает в себя производственную (материальное и нематериальное производство) и непроизводственную сферы.

Материальное производство, как известно, предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую технологическую и функциональную структуру и включает промышленность, состоящую из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей, сельское и лесное хозяйства, строительство, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь).

В экономической теории все предприятия материальной сферы группируют в два подразделения:

- производство средств производства;

- производство предметов потребления.

В статистике их обычно выделяют как I подразделение и II подразделение, а в промышленности – группы "А" и "Б".

Нематериальное производство отличается от материального своим продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению и т.д. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство, культуру, образование, здравоохранение и др.

Непроизводственная сфера, хотя и не производит определенных продуктов и услуг, но все же ее деятельность необходима для общества. Сюда входят оборона, судебные и юридические органы, религиозные учреждения и другие общественные организации.

Субъектами национальной экономики являются предприятия (предпринимательские фирмы), домашние хозяйства, государство, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющими определенными функциями в общественном разделении и кооперации труда, производящие товары или услуги (рис. 2.1.).

На рис. 2.1. представлены два рынка (рынок товаров и услуг и рынок ресурсов – факторов производства), два потока (поток товаров и услуг и поток денег) и три группы субъектов хозяйствования (домашние хозяйства, государство и предприятия, предпринимательские фирмы), между которыми совершаются определенные экономические операции, образуя товарные и денежные потоки.

Сектор домашних хозяйств включает в себя все частные национальные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства и прежде всего рабочей силы, находящихся в частной собственности. За счет их продажи или предоставления, например, производственных фондов в аренду домашние хозяйства получают свой доход, который они распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех предприятий (фирм), зарегистрированных внутри страны. Как известно из микроэкономики, фирма – это организация, созданная для производства и реализации благ. Ее деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к спросу на факторы производства, предложению благ и инвестированию.

Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю "бесплатно", т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. К числу важнейших благ такого рода относятся безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур.

Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются в увеличении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. Если государство не будет строить автострады, то у предпринимательского сектора возрастут транспортные затраты; когда нет "бесплатного" государственного образования, домашние хозяйства вынуждены непосредственно оплачивать обучение детей.

Специфика конечных результатов хозяйственной деятельности государства приводит к тому, что в отличие от предпринимательского сектора государство не преследует цель максимизации прибыли.

Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих в дальнейшем будем называть государственными расходами. Источником покрытия государственных расходов служат налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимателей.

В расходной части государственного бюджета значительный удельный вес имеют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимательскому сектору (дотации и субвенции). Эти выплаты учитываются в качестве отрицательных налогов. Кроме текущих расходов на производство общественных благ государство, как правило, осуществляет инвестиции в реальный капитал. По своему воздействию на экономическую конъюнктуру реальные капиталовложения государства существенно отличаются от его расходов на закупку вооружения или содержание аппарата чиновников. Однако в целях упрощения принимается, что все инвестиции осуществляет частный сектор, а государственный бюджет расходуется только на производство общественных благ. Одной из важнейших экономических функций государства в лице его Центрального (Национального) банка является создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства.

Таким образом, экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег.

Сектор заграница включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Национальная экономика каждой страны стремится достичь определенных целей. Основной функциональной целью национальной экономики является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда подцелей:

1. Стабильный, устойчивый экономический рост означает устойчивый рост объема производства товаров и услуг в стране без спадов и кризисов, что и создает возможность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление.

Степень достижения этой цели характеризуют такие показатели как темпы прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) в целом или на душу населения. Например, темпы экономического роста за год можно определить по формуле:

,

где: – ВВП в анализируемом году t;

– ВВП в базовом году t–1.

2. Стабильный уровень цен. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового внутреннего продукта, снижают занятость населения. Низкие цены привлекают потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавный регулируемый рост, который отвечает точке равновесия спроса и предложения. Уровень стабильности цен проверяется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). Для его расчета используют так называемую "потребительскую корзину", в которую включаются все товары и услуги, покупаемые и оплачиваемые средним жителем страны. Сумма всех цен на них – есть цена потребительской корзины. Индекс потребительских цен в анализируемом году t можно определить по формуле:

ИПЦ = Цена потребительской корзины в году t х 100%
Цена потребительской корзины в году t, но в ценах в году t–1

3. Высокий уровень занятости. Он достигается, когда каждый желающий получить работу находит ее. Если же не все желают получить работу, то это означает, что полная занятость не охватывает все трудоспособное население. Кроме того, в любой стране в каждый момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Наряду с этим всегда существует структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест структуре имеющейся рабочей силы. Таким образом, полная занятость, как правило, составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Степень достижения этой цели определяется следующими показателями:

а) Нормальный уровень занятости = Численность занятого населения х100%;
Численность трудоспособного населения

б) Фактический уровень занятости = Численность занятого населения х100%;
Предложение рабочей силы

где: Предложение рабочей силы = численность занятых + численность безработных, но ищущих работу

в) Фактический уровень безработных = Численность безработных х100%
Предложение рабочей силы

4. Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильности обменного курса национальной валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс – величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

5. Достижение высокой эффективности производства, которая предполагает получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Необходимо отметить, что в данном случае общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо обеспечить и достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

6. Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной экономики справедливыми будут те доходы от вложенных факторов производства, которые будут определяться эффективностью производящих ресурсов. Однако в обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т л.), которые не владеют ни одним из факторов производства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не получают рыночного дохода и занятые в производстве общественных товаров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) или путем вмешательства в механизм ценообразования, введения законодательства о минимальной заработной плате, установления закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.

7. Защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека. Эта очень важная цель, ибо загрязнение окружающей среды пагубно влияет на здоровье людей, на продолжительность их жизни. В тоже время, издержки на защиту окружающей среды увеличиваются, а это приводит к уменьшению ВВП, из которого они удерживаются, и в конечном итоге ухудшается благосостояние населения. И тем не менее задача национальной экономики состоит в том, чтобы обеспечить охрану окружающей среды, создание и внедрение технологий, обеспечивающих безотходное производство, развитие медицины и т.д. В различных экономических системах реализация этой цели имеет свои особенности и во многом обусловлена экономической политикой государства. В Республике Беларусь вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов тесно связаны с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

8. Экономическая свобода. Все субъекты национальной экономики должны обладать в своей хозяйственной деятельности высокой степенью свободы, что стимулирует поиск путей роста эффективности производства.

Все названные и другие цели требуют для своей реализации постановки конкретных задач, которые находят отражение в экономической политике государства (рис. 2.2.).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

− 1 = 5