Задачи, структура и методика проведения уроков чтения в добукварный, букварный и послебукварный периоды обучения грамоте (на примере любого букваря или азбуки).

На подготов. этапе обуч. грамоте решаются следующие задачи: 1. приобщение детей к учебной деятельности, приучение их к требованиям школы, 2. Определение уровня готовности детей к школе, обучению в целом и в частности к обучению чт. и письму 3 усвоение звуков в результате анализа звучащей речи, овладение звуоквым ( слого=зв) анализом. 4 Введение представлений о речи, общении предложении, слоге, ударении, звуке(гл и согл) , слоге – слиянии, знакомство с буквами гласных 5. Подготовка руки ребенка к письму, овладение письмом элементов букв.

Основные способы работы на данном этапе: коммуникативно- речевые ситуации, моделирование звучащей речи, способы звукового анализа, слогоделение, постановки ударения, ориентировка в листе прописи, штриховка, обведение, письмо элементов букв. Русская азбука – 1. тема предложение - Детям сообщается, что любой рассказ, выступление, разговор - это уст. речь. Она состоит из предложений. В каждом предложении о чем- то говорится. Каждое предложение можно записать схемой. Приводится упр. по определению количества предложений в тексте на слух. Примерный текст рассказа м.б. таким: «Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.» Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, в вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений, заранее заготовленными карточками со схемами, выставляя их на наборном полотне. В рассказе 4 предложения. Выставляет 4 карточки. Также дети делают в тетрадях или у себя на полотне. Затем учитель говорит 2 предложения. Те же самые действия. Потом дети составляют рассказы по схемам, предложенным учителем.

2. слог и ударение – слова могут делиться на части. Пр: ли-са. 2 части. Произносят хором каждую часть. схема ________ Анализ слова белка. Почему слова белка и лиса имеют одинаковые схемы? Анализ слова ежик. Прием ладонь под подбородком. Вводится понятие об удар-и на примере имени Ваня. По схеме. Какой первый слог? Он произносится с большей силой голоса. Ставим косую черточку над этим слогом. Это значит, что слог ударный. Разбор слов по картинкам со схемами: машина, газета, кубики, картина, обращая внимание на слоговой состав и место ударения в слове.

Приемы: произнесение слова со звательной интонацией (позови), с вопрос. инт- (спроси), удивление ( удивись). Ударение на разные слоги и определение верного (перенеси) белКА, БЕЛка.

3. Звуки речи. Слого- звуковой анализ. Рис. аист. Дети произносят слово и записывают схему _ _ _ _ Определяют количество слогов(2). Произносят каждый слог. 1-й слог состоит из одного звука. Также 2 ой слог. Сколько звуков (1 или неск.) Определяют каждый звук протяжным интонированием. Всего звуков? 1? 2? 3? 4? Во 2м слоге? Обозначают слоги, удар. слог на схеме. Смотрят на схему, говорят что она им говорит.

4. Работа со схемами. Распознавание на слух и выделение гласный звуков в словах.

Берут имена: Ира, Оля, Игорь, Аня. Называют первый слог, состоит из 1 гласного звука.

Признак гласных – образуют слог. Выделяя первый слог, выкладывают красными карточками на наборном полотне.

Распознавание на слух и выделение согласный звуков в словах. Имена детей, где согл.зв. в выгодной позиции, в конце слова.( Тарас, Алик, Максим, Алексей…) Уч. доказыв., что ими выделен именно согл. зв. Ставят карточки с белыми квадратами

5. Слияние согл. зв. с гласным. Рассматривают сюж. рис. Отвеч. на ?? «Какое дерево склонилось над прудом?» Ива. Выдел. 1й зв. в слове ива, доказ. что он гласный.

Введ. понятия о слиянии С.зв с Гл. Анализируют слово ива. (анализ выше). При анализе 2 го слога обращают внимание, что слог произносится за один раз, хотя звука 2. Такой слог обозначают не 2 отдельными клеточками, а одним с косой чертой посередине. Нач. с согласного и кончается гласным - ВА.

Нахождение слога слияния (СС) в словах. Анализ слова : куры, гуси (анализ выше). Почему у этих слов одинаковые схемы. Доказывают. Слого- зв. разбор слова голуби с опорой на схему. ( 3 слога слияния, в предыд. словах-2)

Закрепление. Игра «кто больше» назвать больше имен детей по предложенной схеме из 2-3 СС.

Буквенный период

Изучается 5 букв гласных: А, О, И, Ы, У. Основа для сочет. механизма упреждения, т. к. изучив 1 согласную. смогут прочитать 5 слогов – слияний. Осваивают осн. правило согласной буквы – обозначать гласный звук.а). С-З анализ по схеме: выделение гласного в изол. позиции, наблюдение за его артикуляцией, распознавание гласного в разных словах. Подбор слов с данным звуком. б) Знакомство с гласной буквой, ее чтение. –введение буквы, нахожд. ее в кассе букв, сравнение с разными предметами. Введение буквы в слого- зв. модель. Нахождение , зачеркивание и прочтение буквы в любых текстах. в) Рассказ по сюжетному рисунку. – ответы на вопросы( связ. речь) Состав. предлож. и их моделир-е. Составление рассказа по рисунку или серии рисунков. Вычленение из рассказа слов с «новым» звуком. г) Закрепление – Название (прочтение) букв в ленте букв, игры «поставь буквы правильно», «полубуковка» «сложи букву» буквенные диктанты.

загрузка...

Основной этап. Задачи: чтение: изучить все буквы, усвоить знаковую природу букв. научить соотносить буквы и звуки, выработать умение плавного слогового чтения (20-25 слов в мин), развивать устную речь детей на уровне слова, предложения, текста. Письмо: сформир. четпко дифференцир. зрит.- двиг. образы письм. букв, научить писать все буквы, строчные и прописные, научить списывать, а также писать под диктовку слова и небольшие предложения, научить проверять написанное.

Способы учебной работы на данном этапе: перевод звуковой модели слова в буквенную модель, послоговое чтение на основе механизмов уперждения и причитывания, чтение букварного текста, алгоритм списывания и письма под диктовку.. На данном эт. имеют место 2 типа уроков: урок знакомства с новой буквой, и урок закрепления.

1. Урок знакомства с новой буквой. Этапы: 1 этап: звуковой (СЗ) анализ слов. Развитие фонем. слуха. Приемы: по готовой модели , протяж. интонир., вычленение звука из слова, его харак., наблюд. за артикуляцией звука. Упраж. в слышании и различении звука в др. словах, придумывание слов с данным звуков ( в разных позициях). Обозначение звуков буквами. 2 этап. Знакомство с новой буквой. Овладение детьми представлений о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв. Приемы: введение буквы как значка для обозначения звука и звуков (алфавитное название буквы), рассматривание буквы, сравнение ( на что похожа), приемы развития буквенного гнозиса, нахождение в кассе букв и наложение буквы на условный значок в звуковой модели, печатание новой буквы, введение новой буквы в буквенную запись слова, помещение на ленту букв (город букв) 3 этап - Чтение СС с новой буквой. – научить слитному чтению СС с ориентацией на букву гласного, формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных. 4 этап – чтение слов с новой буквой. – формирование первонач-го мех-зма чтения (упреждение, причитывание), понимание ЛЗ слов, грамматико- орф. пропедевтика. Приемы: чтение по вспом. пометам и по спец. алгоритму (цепочкой, хором, в парах и т.д), чт. слов с заданием (н-р: прочитай и отметь непонятное слово. прочитай и найди лишнее слово, прочитай слово, в котором…, ) соединение стрелкой слова в столбике с тем же словом в тексте, выснение ЛЗ слова, печатание или составление слов из разрезной азбуки, сравнение слов по разным основаниям (ЛЗ, звуковому, слоговому и букв. составу), игровые приемы по познавательному чтению Амонашвили, составление словосочетаний и предложений с данными словами, словесное рисование с использ. слов. ( рисуется рамка и пишется слово. Дети догадываются что д.б нарисовано в рамке) 5 этап. – Чтение букварного текста – формирование мех-зма чт. и приемов понимания прочитанного, овладение общим способом работы с любым текстом, организация продуктивного многочтения. Букварный текст – спец текст для отработки мех- зма чтения: 3 этапа: работа до чтения, работа во время чтения (разные виды чтения,ЛЗ), работа после чтения ( итоговые вопросы, итог. чт)





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

98 − = 96